Письмо Минприроды России от 04.02.2019 №1250/00912-ОГ «Об осуществлении производственного экологического контроля»
В адрес Минприроды России редакцией журнала "Экология производства" был направлен запрос следующего содержания:
1. При разработке ПЭК указываются сведения по каждому источнику с указанием маркерных веществ. Как определяются маркерные вещества?
2. Какая ответственность применяется за:
Отсутствие программы ПЭК,
За осуществление ПЭК не по программе,
За неосуществление ПЭК вовсе.
Уважаемая Наталия Евгеньевна!
Минприроды России рассмотрело ваше обращение, поступившее в электронном виде, по вопросу осуществления производственного экологического контроля и сообщает.
В силу статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды (производство экологический контроль), (далее ПЭК) осуществляется юридическими лицами индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и или иную деятельность на объектах I, II, III категорий в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам его осуществления.
Пунктом 5 статьи 67 Закона №7-ФЗ установлено, что при осуществлении ПЭК измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производится в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - маркерные вещества).
Требования к содержанию программы ПЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах его осуществления определены приказом Минприроды от 28.02.2018г. №74.
Пунктом 4 Требований к содержанию программы ПЭК установлено, что Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников« программы ПЭК должен содержать, в том числе показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием маркерных веществ.
Перечень областей применения наилучших доступных технологий утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 г. №2674-р.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2013г. №1458 утверждены Правила определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно- технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
Согласно пункту 10(1) указанных Правил информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям утверждаются и публикуются Федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
Приказом Минпромторга России 31.03.2015г. №665 утверждены Методические рекомендации по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии. В соответствии с пунктом 7.1.2. указанных Методических рекомендаций для выбросов и сбросов загрязняющих веществ рекомендуется выделят ключевые (маркерные) загрязняющие вещества.
Таким образом, маркерные вещества, которые должны контролироваться в рамках ПЭК, указаны в соответствующих информационно-технических справочниках наилучших доступных технологий, размещенных в открытом доступе на сайте Бюро НДТ в сети Интернет по адресу http://burondt.ru
За сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, радиационной обстановки данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля предусмотрена административная ответственность (статья 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В части вопроса об ответственности, применяемой в случае отсутствия программы ПЭК, осуществления не по программе или неосуществления ПЭК, сообщаем, что административная ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов предусмотрена статьей 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также отмечаем, что Методические рекомендации по заполнению формы отчёта об организации и о результатах осуществления ПЭК, в том числе форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены приказом Минприроды России от 16 .10.2018г. №522 (в государственной регистрации не нуждается - письмо Минюста России от 29.12.2018г. №01/171702-102).
Дополнительно сообщаем, что 01.01.2019 вступили в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный Закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающие новую систему нормирования допустимого воздействия на окружающую среду.
С учётом вступивших в силу изменений норм законодательства в области охраны окружающей среды, проект программы ПЭК является необходимой составляющей заявки на получение комплексного экологического разрешения, а информация о программе ПЭК обязательна для включения в состав декларации о воздействии на окружающую среду.
И.О. директора Департамента государственной политики регулирования сфере охраны окружающей среды экологической безопасности
И.С. Кузнецов