14.01.2020

Минприроды впервые разработало системные требования ко всем «мусорным» объектам страны. Речь, в частности, идет о мусоросортировочных станциях, мощностях по переработке и сжиганию отходов, а также свалках. Строительство этих предприятий вызывает протесты жителей, которые сомневаются в их экологичности и безопасности. Впрочем, эксперт указывает, что новый документ носит формальный характер и не подразумевает санкций за несоблюдение правил.

Минприроды разработало единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов. Сейчас требования к таким предприятиям регулируются рядом документов, системных критериев нет. Планируется, что правительственное постановление начнет действовать с 1 января 2021 года. Отметим, в последние годы «мусорные» объекты вызывают протесты граждан, вблизи домов которых они должны появиться. В частности, жители Подмосковья выступают против строительства мусоросжигательных заводов и комплексов по переработке отходов, сомневаясь в их экологичности и безопасности. Аналогичные протесты возникают и в других российских регионах.

В основном документ носит формальный характер. В нем, например, говорится, что при строительстве предприятий должны применяться материалы, обеспечивающие их «долговечность и экологическую безопасность». Все они должны быть защищены от свободного доступа посторонних лиц и техники, оборудованы системой весового контроля и учета поступающих отходов, количества получаемой продукции и захороненного мусора. Также документ предписывает оснастить мусоросортировочные станции и полигоны, принимающие отходы без предварительной сортировки, радиометрическим контролем до 1 июня 2021 года.

В отношении объектов обезвреживания, то есть сжигания отходов, в документе говорится, что они могут находиться там, где «отсутствует экономическая целесообразность» переработки, сортировки и складирования мусора на полигоне или же строительство их невозможно «в силу природно-климатических особенностей таких территорий».

При этом отмечается, что на предприятия по утилизации мусора нельзя принимать отходы без предварительной сортировки. Напомним, в конце 2019 года Госдума приняла закон, приравнивающий сжигание мусора с выработкой энергии к его переработке. Правительство, говорили эксперты “Ъ”, взяв курс на сжигание, рассчитывает выполнить цели нацпроекта, который предполагает резкий рост переработки отходов в стране (см. “Ъ” от 18 декабря 2019 года). Противники инициативы уверяли, что новый порядок приведет к росту платы для населения за вывоз мусора.

В свою очередь, полигоны должны быть оснащены средствами по охране воздуха от загрязняющих веществ, водных объектов — от сброса неочищенных стоков, подземных вод — от загрязнителей. Также на полигонах необходимо будет проводить реконструкцию, если мониторинг покажет негативные изменения окружающей среды. Вывести из эксплуатации свалку можно будет в случае ее заполнения до проектной вместимости или по решению суда. После этого полигон нужно будет рекультивировать и «интегрировать в окружающий ландшафт». Затем земли под бывшей свалкой могут быть переведены в иную категорию.

Документ определяет исчерпывающий перечень территорий, где полигоны строить запрещено. В частности, под ограничения попадают водоохранные, лесопарковые, курортные, лечебно-оздоровительные и рекреационные зоны. Также свалки не могут находиться в населенных пунктах, в поясах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, на пути миграции животных и ближе 15 км от аэродромов.

Впервые звучит требование, согласно которому при сортировке мусора на специализированных станциях из него должно быть извлечено не менее 60% отходов, пригодных для утилизации «в качестве вторичных материальных ресурсов».
В пояснительной записке говорится, что этот показатель обеспечивается «существующими техническими и технологическими возможностями», а также организацией раздельного сбора твердых коммунальных отходов.

«Документ распространяется на объекты, которые находятся в стадии строительства, в том числе и те объекты, которые создаются в соответствии с заключенными концессионными соглашениями»,— обращает внимание исполнительный директор ассоциации операторов отрасли по обращению с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. «Это повлечет необходимость перепроектирования, остановки строительства, проблемы при вводе готовых объектов в эксплуатацию, дополнительные расходы»,— отмечает он. Он ставит под сомнение показатель извлечения пригодных для переработки отходов (не менее 60%): сейчас в составе мусора такая доля полезных фракций отсутствует. Координатор ассоциации «Раздельный сбор» Анна Гаркуша обращает внимание, что показателя невозможно достичь без раздельного сбора отходов. «В законодательстве до сих пор нет понятия "вторичный материальный ресурс",— говорит она.— То есть неизвестно, что собственно надо извлекать?» В остальном документ выглядит как декларация того, что уже и сейчас должно работать, но не работает из-за отсутствия ответственности, считает госпожа Гаркуша. При этом новый проект Минприроды не подразумевает санкции за его несоблюдение.