Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в пределах компетенции рассмотрела обращение ООО Научно-Производственный Центр «Проектно-Экологическая Компания» по вопросу нормирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от мобильных буровых установок и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды; передвижным источником загрязнения окружающей среды- транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.
При этом, следует отметить, что выбросы вредных веществ от закрытых помещений, оснащенных системой вентиляции, а также дизель-генераторных установок, не являющихся самоходными агрегатами, транспортировка которых осуществляется на прицепах, должны учитываться в инвентаризации источников выбросов и в составе проекта ПДВ. При проведении буровых работ источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух будет сама буровая установка.
При перемещении передвижной буровой установки с одного участка производства работ на другой, источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух будет являться двигатель транспортного средства — передвижной источник выброса. С учетом изложенного, в случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо разработать нормативы ПДВ и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Соответственно, при разработке проекта предельно допустимых выбросов для предприятия определяются нормативы выбросов исключительно для стационарных источников. Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 №183 (далее — Положение). Согласно пункту 6
Положения предельно допустимые выбросы (далее — ПДВ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих ПДВ санитарным правилам. В соответствии с пунктом 9(9) Положения нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются на 7 лет.
Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов и Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденные приказами Минприроды России от 29.09.2015 № 414 и от 25.07.2011 №650 соответственно (далее — Регламент № 414 и Регламент № 650), действуют в части не противоречащей действующему законодательству.
Таким образом, срок установления нормативов ПДВ и выдачи разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или предоставления мотивированного отказа в установлении ПДВ и выдаче разрешения на выбросы для объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, не должен превышать 35 рабочих дней со дня регистрации заявления Заявителя. Одновременно сообщаем, что действующими нормативными актами не конкретизировано понятие «юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух». Следовательно, таковыми могут являться юридические лица, имеющие эти источники на любых законных основаниях, в том числе на правах собственности или аренды.
Обязанность по разработке ПДВ может быть возложена на одного из участников хозяйственной деятельности договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством. Вопросы договорных отношений между участниками хозяйственной деятельности к компетенции Росприроднадзора не относятся.