01.02.2021

Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова

Вопрос: У нас образуются отходы животного происхождения. Большинство товаров из которых получаются эти отходы проходят по системе Меркурий. Такие отходы, как рыба, мясо и яйца (т.е. продукты животного происхождения в сыром состоянии) идут на термическое обезвреживание, сжигание и накапливаются в соответствии с требованием СанПиНа. А часть товаров (такие как, молочная продукция, в т. ч. сыры; колбасные изделия) идут по договору с транспортирующей организацией на захоронение (возможно, имеется какая-либо обработка, в договоре с перевозчиком это слово фигурирует, но в договоре перевозчик-полигон есть только фраза «захоронение», "размещение"). Также последние отходы есть в ФККО. Получается вопрос, являются ли отходы: молочная продукция, сыры, колбасы — биоотходом? Распространяются ли на него Ветеринарные требования? Можно ли их отдавать на обработку-захоронение?


Ответ:


То, что определенная продукция животного происхождения попадает под особый ветеринарный контроль (входит в перечень, утв. Приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648) и ее движение необходимо отражать в автоматизированной системе Меркурий, предназначенной для электронной сертификации поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов, отслеживания пути их перемещения по территории Российской Федерации в целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности (см. Постановление Правительства РФ от 07.11.2016 N 1140 «О порядке создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии» вместе с «Правилами создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии»), не делает все отходы такой продукции биологическими.


Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.10.2020 № 626 «Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 29.10.2020 № 60 657) уустановлены новые правила, определяющие требования к перемещению, хранению, переработке и утилизации биологических отходов. Правила вступили в силу с 01.01.2021.


Правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами и распространяются на обращение с трупами животных и птиц, абортированными и мертворожденными плодами, ветеринарными конфискатами, другими отходами, непригодными в пищу людям и на корм животным, за исключением биологических отходов, уровни содержание радионуклидов в которых, позволяет их отнести к радиоактивным отходам.


Что будут надзорные органы понимать под «другими отходами непригодными в пищу людям и на корм животным» — это отдельный вопрос, требующий более глубокого изучения, но если судить по старым правилам, то они в первую очередь касались термически не обработанной продукции.


Если из животного сырья произведена какая-либо готовая пищевая продукция, которая в дальнейшем утрачивает свои потребительские свойства, то в первую очередь такая продукция попадает под действие Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». В соответствии с этим законом продукты с истекшим сроком годности запрещаются к обороту (см. п. 2 ст.3), признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (п. 3 ст.3).


При этом отмечу, что в данном законе не упоминается термин отход и нет отсылок к Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», т. е. существует отдельное нормативное регулирование утилизации и уничтожения продуктов питания с истекшим сроком годности, поэтому можно сделать предположение о том, что их можно не относить к отходам и уничтожать или перерабатывать по процедуре, определенной специальным регулированием в рамках этого закона, а не в соответствии с ФЗ № 89, но разумеется, т.к. однозначно это не прописано, то есть определенный риск претензий со стороны уполномоченных органов природоохранного надзора.


При этом статья 4 ТР ТС 021/2011 определяет «утилизацию пищевой продукции» как использование не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза пищевой продукции в целях, отличных от целей, для которых пищевая продукция предназначена и в которых обычно используется, либо приведение не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза пищевой продукции в состояние, не пригодное для любого ее использования и применения, а также исключающее неблагоприятное воздействие ее на человека, животных и окружающую среду.


Также, учитывая, что ГОСТ 30 772–2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» определяет пищевые отходы как «продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства в процессах их производства, переработки, употребления или хранения», а в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018), содержатся определенные виды отходов пищевых продуктов, то в целях уменьшения риска целесообразно все же соблюдать требования по обращению с данными отходами и в рамках ФЗ № 89.


Из первоначального анализа положений приведенных выше нормативно-правовых актов, я полагаю, что в первом приближении наиболее корректное обращение с продуктами питания, утратившими потребительские свойства, предполагает их утилизацию или обезвреживание (уничтожение). Захоронение продуктов питания на полигоне не обеспечит исключение неблагоприятного воздействия на человека, животных и окружающую среду, более того в этом случае продукция м.б. изъята и незаконно реализована.