23.03.2020

Олег Сапожков о приспособлении регуляторов к обстоятельствам непреодолимой силы

Объявленный и несколько раз подтвержденный на минувшей неделе правительством поворот госполитики к отказу от проверок бизнеса и снятию избыточных ограничений, чтобы поддержать экономику в условиях коронавирусной пандемии, не мог не вызвать реакции тех, кто занимается госрегулированием. Для министерств, ведомств и служб, непосредственно работающих с поднадзорными, была сделана специальная оговорка, сохраняющая проверки в экстренных случаях, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан. Остальные же оказались перед выбором, действительно снимать ограничения, внося поправки в нормативные акты и понимая, что, если это сработает, полномочия будут потеряны надолго, или искать механизмы «временного» дерегулирования до конца пандемии, чтобы автоматически откатиться на исходные позиции, как только распространение коронавируса прекратится.

Первая опция мало того что не вызывает энтузиазма в ведомствах, еще и требует сортировки корпуса нормативно-правовых актов на «то, чем мы готовы пожертвовать» и «то, чего мы не отдадим никогда». Второй же подход требует озарения — оно, например, посетило Минфин в минувшие четверг и пятницу, когда ведомство разъяснило, как в новых условиях следует действовать участникам крупнейших рынков госзакупок и внешнеторговой деятельности. Если отжать документы до сухого остатка, Минфин считает коронавирус обстоятельством непреодолимой силы, а закон о госзакупках в условиях форс-мажора позволяет закупать любые товары, работы и услуги у единственного поставщика. Править же сам закон, сколько бы ни говорили о его сложности, избыточности, аукционном уклоне и длительности процедур, не нужно. То же относится к внешнеэкономической деятельности: «резиденты не будут привлекаться к административной ответственности в случае нарушения иностранными контрагентами условий контрактов» при форс-мажоре — и все.

Схожий метод, но уже в обсуждении будущего переработки отходов, по данным “Ъ”, применило и Минприроды. Не сумев преодолеть сопротивление бизнеса, «экологического» вице-премьера Виктории Абрамченко и коллег по правительству идеям свернуть эту переработку силами производителей, импортеров и их ассоциаций с переходом к безальтернативной уплате всем бизнесом экологического сбора в пользу госмонополии, министерство со ссылкой на коронавирус предложило вообще «отложить» введение этой реформы до конца 2021 года.

Однако такое изящное тактическое отступление регуляторов не гарантирует им возврата на нынешние позиции, когда все закончится. Если план Белого дома сработает и поможет экономике, такая попытка реставрации вызовет неоправданное снижение эффективности, а без потерь из ситуации могут выйти как раз те, кто займется разумным дерегулированием уже сейчас.

Олег Сапожков