05.02.2019

Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2018 № 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"

Установлены дополнительные положения для перехода к организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с помощью региональных операторов.

Так, установлен порядок действий в случае признания конкурсного отбора региональных операторов несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности.

В этом случае статус регионального оператора может быть присвоен без проведения конкурсного отбора региональному оператору, зона деятельности которого расположена на территории данного или соседнего субъекта РФ, либо государственному предприятию, имеющему лицензию по обращению с отходами. Если это не может быть реализовано, субъект РФ вправе не применять требования законодательства в части региональных операторов. Таким правом можно пользоваться вплоть до 1 января 2020 года. Этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами в этом случае устанавливаются утвержденным и согласованным планом мероприятий, а плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

Могут не иметь региональных операторов по обращению с ТКО до 1 января 2022 года города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. В этих субъектах РФ для перехода к системе обращения с ТКО с помощью региональных операторов установлены аналогичные нормы о наличии плана мероприятий и о порядке платы за ТКО.

Также установлено, что до 1 января 2023 года запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, не распространяется на объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Надеемся, что эта норма порождена случаями, достаточно многочисленными по всей России, когда основной объект размещения ТКО в муниципальном образовании не может быть внесен в ГРОРО потому, что, например, не сохранилась проектная документация о его строительстве. Также не всем удалось сохранить заключение государственной экологической экспертизы. То есть речь идет именно об отсутствии документации, а не о разрешении функционировать тем объектам, которые работают с нарушением природоохранных требований, оказывая значительное фактическое негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. Судя по тому, что данные объекты не освободили от обязанности представить документацию, а просто дали отсрочку, похоже, что разрабатывать новый проект строительства для объекта, который существует многие десятилетия и скоро должен быть ликвидирован, придется. Или придется досрочно его ликвидировать.

Эти объекты могут быть включены в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ при наличии заключения о возможности их использования для размещения ТКО. Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Данные о месте нахождения объектов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта РФ. Не позднее 1 января 2023 года такие объекты подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исключению из территориальной схемы обращения с отходами.

Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I — IV классов опасности.