Е. А. Зубленко, основатель сервиса «Умный эколог»
Предприятия начинают реализовывать мероприятия по сортировке и передаче на утилизацию отходов пластика по разным причинам.
На основании п. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень таких отходов определен постановлением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р. Он включает в том числе отходы различных пленок и пластиковых изделий, которые образуются в результате хозяйственной деятельности организаций.
Постановление Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».
91. Отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные 4 34 110 02 29 5
92. Отходы полиэтиленовой тары незагрязненной 4 34 110 04 51 5
93. Шпули полиэтиленовые отработанные, утратившие потребительские свойства 4 34 111 11 51 4
94. Отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные 4 34 120 02 29 5
95. Отходы полипропиленовой тары незагрязненной 4 34 120 04 51 5
96. Упаковка полипропиленовая отработанная незагрязненная 4 34 123 11 51 4
97. Отходы пленки полистирола и изделий из нее незагрязненные 4 34 141 02 51 5
98. Отходы пленки полиакрилатов и изделий из нее незагрязненные 4 34 151 01 51 5
99. Отходы пленки из полиэтилентерефталата незагрязненные 4 34 181 02 29 5
100. Тара из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненная 4 34 199 71 52 4
Незагрязненные отходы полиэтиленовой и полипропиленовой тары могут входить в состав мусора от бытовых помещений, относящегося к твердым коммунальным отходам (ТКО). Функция по обработке и сортировке ТКО возложена на регионального оператора, которому организации передают эти отходы по договору. Если у предприятия имеется собственный объект размещения отходов, то на основании п. 6 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором. Но при этом необходимо исключить попадание на полигон отходов, захоронение которых запрещено. При несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления п. 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции: «…наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
В статье рассмотрим проблемы, с которыми мы столкнулись при организации раздельного сбора, и способы их решения.
Первые уличные контейнеры для пластиковых отходов объемом 1500 л на территории предприятия были установлены в конце 2016 г. Это мероприятие не было продиктовано требованиями законодательства, т. к. постановление Правительства РФ № 1589-р еще не было опубликовано.
Придумывать себе дополнительную работу в виде организации накопления и передачи на утилизацию отходов пластика захочет не каждый инженер по охране окружающей среде: эколог не всегда является экологистом.
Экологист – человек, занимающийся состоянием окружающей среды, природы, их защитой. Это не профессия, а образ жизни.
Необходимость внедрения раздельного сбора на предприятии, как оказалось, была неизбежна, но в то время этому способствовали другие факторы:
Выяснилось, что конструкция установленных контейнеров не приспособлена для приема канистр большого объема, т. к. окошко для отходов было узким. Было дополнительно организовано место накопления для крупных пластиковых отходов – металлический гараж.
Уличные сетчатые контейнеры не обеспечивали шаговую доступность для работников. Территория предприятия большая, и четыре контейнера не решали задачу. Стало понятно, что необходимы промежуточные офисные контейнеры, в которые бы сотрудники складывали образованные пластиковые отходы, а потом партиями перемещали в уличные сетки или металлический гараж. Спустя три месяца были закуплены сборные контейнеры объемом 100 л, сделанные из перерабатываемого прочного пластика. Позже дополнительно были закуплены уличные пластиковые контейнеры объемом 240 л. Они вместительные, герметичные и адаптированы под различные температуры воздуха. Их слабым местом оказалось крепление крышки, которое быстро ломалось.
Поставить контейнеры – дело несложное, теперь нужно было объяснить заводчанам, что, куда и зачем складывать. Информирование осуществлялось несколькими способами:
Честно признаюсь, что трудности были и остаются. Хотя большинство работников включились в процесс, осознавая важность раздельного сбора не только с точки зрения возврата отходов в процесс переработки, но и с точки зрения соблюдения требований законодательства.
Проблема в том, что не все фракции пластика принимают на утилизацию. Сотрудникам сложно понять, что в контейнер нужно складывать исключительно пластик с маркировкой 1 и 2 (полиэтилентерфталат и полиэтилен высокой плотности). Эти виды изделий являются востребованными на рынке вторсырья. Соответственно, другой пластик контрагент не принимает. Ему некуда его передавать на переработку или невыгодна логистика.
К сожалению, в России нет инфраструктуры и объектов для утилизации большинства образуемых пластиковых отходов с другими маркировками. Если эти отходы не являются специфичными для производства, то их образуется мало. Неинтересны переработчикам и небольшие партии отходов, за которыми нужно ехать 300 км. Из-за удаленности от мегаполисов, где в основном базируются утилизаторы, транспортные расходы в разы превышают стоимость реализации пластика.
С момента внедрения раздельного сбора пластиковых отходов прошло четыре года, и можно с уверенностью сказать, что значительно увеличились объемы отходов, передаваемых на утилизацию. Работники ценят возможность внести свой вклад в сохранение природы.
Однако по-прежнему остается проблема безальтернативного выбора контрагента для выполнения работ по сбору, транспортированию и утилизации. Нет возможности изменить условия оплаты и стоимость услуг.
Строительство в каждом регионе экотехнопарков, которые бы перерабатывали все виды пластика, было бы отличным решением как для экологии, так и для экономики.