Ни один нормативный акт не устанавливает формы, методы и порядок проведения общественного экологического контроля, что значит субъекты контроля могут осуществлять его в любой, незапрещенной законом, форме.

Субъектами, осуществляющими общественный контроль, могут являться общественные объединения и граждане.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» граждане на добровольной основе создают общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей либо вступают в уже существующие. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей.

Стоит учитывать, что общественное объединение может осуществлять экологический контроль только при условии указания на это в уставных документах организации. Таким образом наиболее простым способом общественного экологического контроля могут быть обращения граждан или общественный запрос информации.

Ч.3 ст.68 ФЗ об охране окружающей среды устанавливает, что результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Анализ практики правоприменения показывает, что существует четыре основных формы осуществления общественного экологического контроля:

— общественные слушания. Данная форма общественного контроля применяется в основном для обсуждения с гражданами плана застройки или размещения объектов благоустройства.

— общественные проверки. Как правило проводятся совместно с представителями уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления. Граждане могут выступать как свидетели, очевидцы, понятые и т.д.

— общественный запрос информации. Как уже отмечено выше, Конституция закрепляет право граждан на полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и о ее загрязнении, в том числе. Данное право принадлежит как физическим, так и юридическим лицам.

Граждане и общественные объединения могут обращаться в организации и к должностным лицам за получением своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

ВАЖНО!

За непредставление запрошенной информации или за предоставление заведомо недостоверной, искаженной информации виновные юридические и должностные лица несут административную ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ – административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

— Информирование государственных органов власти или органов местного самоуправления о фактах нарушения экологического законодательства. Данная форма экологического контроля является на сегодняшний день самой эффективной. Гражданин или организация сообщает в письменном или устном виде в уполномоченный орган о факте нарушения норм экологического права, а уполномоченный орган в свою очередь принимает соответствующие меры пресечения и ответственности виновных лиц.

Механизм информирования построен на работе Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления отвечать на поступившие в их адрес обращения граждан в течение 30 дней.

В случае, если орган власти не реагирует на обращение граждан или нарушает сроки, КоАП РФ устанавливает ответственность за такие действия в ст.5.59. Форма ответственности – административный штраф, налагаемый на должностных лиц, в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Стоит сказать, что региональные власти в последние годы пошли по направлению развития инструментов электронной демократии и обращения граждан, в том числе и сообщающих об экологических нарушениях, принимаются на специализированные порталы, многие из которых являются официальными порталами органов власти. Самыми яркими и удачными примерами являются порталы г. Москвы: https://gorod.mos.ru/ и Тульской области: https://or71.ru/solve_problem/ (последний имеет специальную категорию для жалоб – экология и ветеринария). Существуют и общественны порталы, например Сердитый гражданин: http://www.angrycitizen.ru/

Стоит упомянуть, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ с конца 2013 года запустило в работу специализированный портал, посвященный сбору сообщений граждан об экологических правонарушениях (в большей степени, о нарушениях порядка обращений с отходами) – Наша природа: https://priroda-ok.ru/#home: К сожалению, сайт работает неэффективно и обращений на нем на порядок меньше

Стоит отметить, что именно последний инструмент общественного экологического контроля работает эффективней всего, так как солидная часть административных правонарушений и уголовных преступлений в сфере экологии выявляются гражданами.