Тарифы на вывоз и переработку мусора предлагается планировать не на 2–3 года, как сейчас, а сразу на период до 10 лет. С такой инициативой выступило Минприроды в проекте изменений к порядку разработки территориальных схем обращения с отходами («Известия» ознакомились с документом). По словам экспертов, это поможет лучше ориентировать как население, так и операторов по вывозу мусора в регионах — им будет проще формировать свои инвестиционные планы. Кроме того, в схемах появится ранее отсутствовавшее требование к местным властям — учитывать приоритет переработки отходов над сжиганием.

Проходящая реформа мусорной отрасли может включить в себя проработку долгосрочных тарифов на вывоз отходов. Начиная с 2019 года их предлагается прогнозировать на срок до 10 лет. Такую инициативу Минприроды зафиксировало в поправках к порядку разработки территориальных схем обращения с отходами.

До сих пор тарифы на вывоз мусора не планировались заранее на столь длительное время. Как правило, они корректировались каждый год минимум на величину инфляции, а также в зависимости от того, заложено ли в тариф строительство новых мощностей, рассказал начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский. Из-за этого компаниям-операторам рынка приходилось подолгу вести споры с тарифными управлениями регионов об индексации цен.

Если новые поправки примут, операторы получат возможность самостоятельно предлагать индексацию тарифов на долгосрочную перспективу — максимум на 10 лет, но не менее срока действия контракта на вывоз мусора. Свои предложения компании будут прописывать в региональных стратегиях развития — так называемых территориальных схемах. Они должны быть утверждены властями субъектов РФ, а затем отправлены в следящую за ростом тарифов Федеральную антимонопольную службу (ФАС) для ознакомления, указано в поправках Минприроды.

Это очень важное новшество, так как терсхемы — обязательный для исполнения документ стратегического планирования, считает замруководителя ФАС Виталий Королев. Такой подход позволит лучше просчитывать и регулировать рост конечного тарифа для населения, отметили в службе.

При этом, властям не запрещается ежегодно индексировать расценки на вывоз мусора. Но при их пересмотре субъектам РФ нужно будет ориентироваться на ту величину тарифа, которая была заложена в утвержденные территориальные схемы.

ФАС совместно с Министерством строительства и ЖХК уже проводит мониторинг предлагаемых тарифных последствий перехода к новой системе регулирования. По данным службы, рост тарифов будет связан со строительством и вводом в эксплуатацию новых мощностей, а также перераспределением потока отходов. Антимонопольная служба попросила власти ряда регионов проследить за обоснованностью роста тарифов, добавил Виталий Королев.

В Минэкономразвития согласны с предложениями Минприроды, сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства. Там отметили, что тарифная политика должна быть сбалансирована с точки зрения рациональной нагрузки на экономику и потребителей, в том числе отвечать интересам и операторов рынка, которые рассчитывают на привлечение инвестиций в этот сегмент. В Минприроды на запрос «Известий» не ответили.

Несмотря на опасения ФАС, региональные операторы пока не планируют значительного повышения тарифов. По расчетам объединяющей их ассоциации «Чистая страна», которая также работает над реформой рынка, в результате нее стоимость вывоза отходов в среднем не должна вырасти более чем на 12%, или на 30 рублей с человека.

Предложения правительства имеют значение как для населения, так и для операторов, считают источники «Известий» в двух крупных операторах столичного региона. Согласно другой поправке, также указанной в документе Минприроды, при разработке терсхем должны «учитываться приоритеты максимального использования исходного сырья». Это может толковаться как приоритет переработки отходов над их сжиганием, считает источник в одной из компаний. Поскольку перерабатывать отходы дороже, чем их сжигать, это ставит операторов в невыгодную позицию, даже несмотря на возможность долгосрочного планирования тарифов, добавил представитель другого оператора.

Приоритет переработки над сжиганием неочевиден, в терсхемах необходимо прописывать, сколько регион планирует сжигать, а сколько — перерабатывать, считает участвующая в обсуждениях поправок председатель правления движения «РазДельный Сбор» Татьяна Нагорская. Она также считает, что появление возможности предлагать тарифы на длительный срок позволит бизнесу лучше планировать инвестиции, что в целом также должно сдержать необоснованный рост тарифов в регионах.

Источник